статьи | исследования | эссе
П В С Ч П С В
Выбирайте в календаре день, который Вас интересует и готовьте по рецептам нашей трепезной!
27-04-2018
ВИЛЕНСКАЯ и ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

27-ВИЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.jpg

Согласно преданию, икона Божией Матери Виленская типа «Одигитрия» (Путеводительница) – из числа образов Богородицы, которые были написаны апостолом и евангелистом Лукой. Из Палестины этот образ попал в Царьград (Константинополь). После греческий император прислал икону королю Галицкому и Червонной Руси. Когда Галицкое княжество пало, этот образ Пречистой стал достоянием Московского князя. Но существует другое предание, согласно которому эту икону принесла в Москву царевна София, вышедшая замуж за Иоанна III.

В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил этой иконой свою дочь Елену, которая выходила замуж за Литовского князя Александра. Образ перенесли в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где икона и получила своё название – Виленская.

После смерти Елены святой образ Божией Матери поставили в Пречистенском соборе, над её гробницей. После заключения Брестской унии в 1596 году ряд православных епископов вошёл в общение с римо-католической Церковью, и икона перешла к униатам. В дальнейшем образ был перенесён в Виленскую Свято-Троицкую обитель. Русские цари два раза пытались вернуть икону: первый был ещё до унии, во время Ливонской войны, в 1569 году царь Иоанн Грозный за её возврат обещал отпустить 50 пленников; а второй – после взятия Вильно в 1655 году войсками Алексея Михайловича. По его поручению виленский воевода Михаил Шаховской пытался найти образ, но он был вывезен в униатский монастырь в Крулевец (Кёнигсберг). Во время Первой мировой войны многие святыни из прифронтовой линии эвакуировали. В их числе была и Виленская икона. В1915 году её привезли в Донской монастырь, после этого дальнейшая судьба иконы неизвестна.



27-апр- Виленская-Остробрамская икона Божией Матери.jpg

О происхождении Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери, на которой Пречистая Дева изображена в час Благовещения, существует несколько преданий. По наиболее принятому, её после одного из своих крымских походов против татар привёз из Херсонеса (Корсуни) в Вильно великий князь литовский Ольгерд Гедиминович. Он подарил этот образ своей первой жене Марии. Вторая его супруга, Иулиания, подарила её монастырю Святой Троицы, который возник в Вильно на том месте, где придворные бояре князя Ольгерда – святые Евстафий, Иоанн и Антоний – приняли мученическую смерть от литовских язычников.

В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар великий князь и его двор участвовали в закладке новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» (по-польски «Остра брама»). На верху этой башни устроили часовню. В неё и поместили Корсунскую икону, она стояла снаружи, ликом ко входящим в город. С этого времени старое название иконы стало понемногу заменяться новым: Островоротная, или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя Литовского Александра, дочь великого князя Московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильно цареградский образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, эта икона привлекла к себе практически всё молитвенное почитание, а Островоротную подзабыли.

В 1596 году в крае объявили церковную унию, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежал чудотворный образ с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем волей-неволей отошёл униатам. Сам Островоротный образ православные вынесли и поместили в одном из приходских храмов, но в 1609 году униаты насильно захватили его и снова водрузили в часовне острых ворот.

В 1812 году икону повредили французы. В 1829 году образ был подновлён в католическом духе, причём, когда сняли ризу при работах, на иконе увидели написанную славянскими литерами хвалебную песнь Богородице: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». В 1832 году Кармелитский монастырь был закрыт, Терезинский костёл переименовали в Остробрамский и он остался в ведении белого римско-католического духовенства. В дальнейшем икона находилась в часовне Острых ворот Вильно, в огромном киоте. Под иконой был устроен латинский престол, на котором каждый день совершалось не менее двух литургий.

Икона в равной степени почитается и православными и римо-католиками. По сложившейся в Вильне традиции не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы.

	

Возврат к списку