статьи | исследования | эссе
П В С Ч П С В
Выбирайте в календаре день, который Вас интересует и готовьте по рецептам нашей трепезной!
19-01-2018
Храмы Богоявления Господня

19-и.jpg
Праздник именуется Богоявлением, поскольку при Крещении Иисуса Христа в Иордане Иоанном Предтечей человечеству явилась Пресвятая Троица: с небес раздался глас Бога Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), и Дух Святой сошёл на Сына в виде голубя. Праздник утвердился еще в апостольское время. В празднике Крещения Господня утверждается вера в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога. Церковь же, утверждая необходимость Крещения для верующих во Христа, учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары, ведь в Крещении мы облекаемся в Христа. Так и поется в праздник и при Крещении всякого человека, приходящего в мир: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».



Рассказ о Богоявленских храмах мы начинаем с представления двух древних монастырей, входящих в число важнейших духовных, исторических и паломнических центров России.


1-Старо-Голутвин Мон..jpg
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь в Коломне был основан преподобным Сергием Радонежским по просьбе великого князя Дмитрия Донского. В 1385 году преподобный Сергий посетил Коломну и благословил место близ города, выбранное князем для обители Сам преподобный участвовал в закладке храма в честь Богоявления Господня и первым игуменом обители поставил своего ученика, ставшего известным в сонме русских святых как Григорий Голутвинский.
О самом преподобном Григории (†1392) сведений осталось очень мало. Считается, что он ввел в обители общежительный устав, а спустя несколько стал выборным коломенским архимандритом, в ведении которого находились 4 коломенских монастыря.
Само название обители произошло, по-видимому, от слова «голутва» (поляна, вырубка в лесу), где и началось строительство. В середине XVI в. Голутвину монастырю принадлежало почти 50 селений. Монастырь имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI веков упоминается Голутвина слобода, давшая название Голутвинским переулкам. Обитель славилась и своей библиотекой: к концу правления Ивана Грозного в ней хранилось более 130 книг – богатейшая по тем временам коллекция. На земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.
После революции монастырь продержался до 1929 года, когда был закрыт властями. Многие монахи были репрессированы и расстреляны. Спустя 65 лет, осенью 1994 года, Старо-Голутвин монастырь был вновь передан Церкви,. Начался новый век его возрождения.
Богоявленский собор был заложен при участии самого преподобного Сергия Радонежского в 1385 году. Собор был полностью перестроен в конце XVII - начале XVIII веков. В его подклете сохранилось основание первого храма и ступени, по которым ступал преподобный Сергий Радонежский. Эти ступени получили в народе название - «камушки Преподобного». Там же находится и могила первого игумена монастыря, преподобного Григория Голутвинского.
Адрес монастыря: Московская обл., Коломенский р-н, г. Коломна, ул. Голутвинская, 2


2-Богоявленско-Анастасиин мон.jpg
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь в Костроме основан в 1426 году учеником преподобного Сергия Радонежского – преподобным Никитой Костромским. До 1863 г. монастырь был мужским. В Богоявленском соборе обители находится одна из великих святынь Русской Православной Церкви – чудотворная икона Феодоровской Божией Матери.
Преподобный Никита, участвовавший в становлении целого ряда русских обителей и почивший в середины 50-х гг. XV века, был погребен у деревянного Богоявленского собора, а когда на его месте в середине XIV века построили каменный собор, гробница оказалась под его юго-западной частью. Считается, что там под спудом, то есть скрытно и почивают святые мощи основателя обители.
Монастырь расположен в центре города, игравшего огромную роль в истории России, особенно в XVI-XVII вв. При избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова в феврале 1613 г. на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой, в числе других выборных, и настоятель этого монастыря игумен Арсений. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что обитель пользовалась покровительством и поддержкой и Великих князей и Государей.
Поле революции монастырь был закрыт уже в 1918 г. А в 1990 г. обитель была возрождена усилиями Архиепископа Костромского и Галичского Александра, добившегося возвращения монастыря епархии. В марте 1991 г. из Свято-Успенской Пюхтицкой обители в Эстонии прибыли первые насельницы во главе с монахиней Иннокентией (Травиной), возведенной затем в сан игумении. 17 августа 1991 года состоялось освящение восстановленного Богоявленско-Анастасииного собора, ставшего кафедральным храмом Костромской епархии, а на следующий день в собор была торжественно перенесена главная святыня Костромской земли – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.
Собор Богоявления Господня - древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных зданий. Он построен в 1559-1565 гг.ростовскими мастерами на месте старого деревянного. В 1864-69 гг. к собору был пристроен пятиглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле. Старый Богоявленский собор стал алтарной частью нового собора.
Важно сказать и о других святынях обители. В их числе: чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери; святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского; крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря); складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).
Адрес монастыря: г. Кострома, Богоявленская ул., 26


3-Авраамиевский Богоявленскй мон.jpg
Третьей древней обителью является Авраамиевский Богоявленский монастырь в Ростове Великом, по преданию, основанный еще в конце XI века. В монастыре хранился жезл, данный, по преданию, самим апостолом Иоанном Богословом основателю обители Авраамию, и тот сокрушил жезлом идола Велеса. Царь Иоанн Грозный, собираясь в поход на Казанское ханство, побывал в Ростове и взял с собой жезл из Авраамиевского монастыря, надеясь на его чудодейственную силу. После завоевания Казани, велению Иоанна Грозного в 1553-54 годах на средства государевой казны в Авраамиевском монастыре и был воздвигнут Богоявленский собор.
Адрес монастыря: Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Желябовская, д. 32



4-Елоховский.jpg
В числе городских соборов, посвященных Богоявлению Господню, прежде всего нужно сказать о московских храмах.
Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове был построен в 1845 году на месте более ранних зданий по проекту Е. Тюрина. Освящал храм святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.
После революции он не закрывался, а в период с 1938 по 1991 годы он был главным храмом страны – Патриаршиим кафедральным собором. В храме пребывают великие святыни Русской Православной Церкви: особо чтимый список Казанской иконы Божией Матери и мощи святителя Алексия, митрополита Московского. В храме также находятся гробницы двух патриархов – патриарха Сергия (Страгородского) и патриарха Алексия II (Ридигера).
Адрес храма: г. Москва, Спартаковская ул., 15.


5-Богоявленский-Москва.jpg
Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря – один из самых красивых храмов столицы. Сам монастырь был основан в 1296 г. сыном благоверного великого князя Александра Невского первым московским князем св. Даниилом. Одним из его первых игуменов был Стефан, старший родной брат преподобного Сергия Радонежского. Храм пережил ряд перестроек: церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления Господня и Спаса Нерукотворного Образа выстроена в 1693 году. Богослужение в храе возобновились в начале 90-х годов.
Адрес храма: г. Москва, Богоявленский пер.,4


6-Иверский-Валдай.jpg
Среди соборных храмов к наиболее старым относится Богоявленский собор Иверского монастыря на Валдае. Он был вместе с трапезной возведен к началу 70-х годов XVII века и был высоко оценен патриархом Никоном. В 1747 году собор подвергся значительной перестройке.
Адрес: Новгородская обл., Валдай, остров, монастырь



7-Орёл.jpg
Собор Богоявления Господня в Орле возводился в 1675-1700 годах. В ХХ веке с ним связано ряд примечательных событий. 1921-1922 годах на колокольне (звоннице) жил орловский Христа ради юродивый Афанасий Сайко (1887-1967). Храм был закрыт в 1938 году, через год снесена звонница, разрушена ограда. В 1939-1941 годах в нем размещался антирелигиозный музей. Служба в церкви была возобновлена в декабре 1941 года, в период немецкой оккупации. После освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков церковь оставалась соборной, а в 1960 году была вновь закрыта. В 1962-93 год в ней располагался кукольный театр, потом собор был передан общине верующих и после ремонтно-восстановительных работ освящен в 1996 году.
Адрес: г. Орел, Богоявленская площадь, д.1


8-Иркутск.jpg
Очень красив Собор Богоявления Господня в Иркутске, построенный в первой половине XVIII века в изысканном стиле барокко… По окончании эпохи безбожия, в 1994 Собор Богоявления был передан Иркутской епархии. Собор и трапезная славятся своими новыми росписями.
Адрес: г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 2


9-Казань.jpg

Собор Богоявления Господня в Казани - замечательный памятник архитектуры, возведенный в стиле пятикупольных соборов XV – XVI веков в 1741 году на средства фабриканта И.А. Михляева и купца С.А. Чернова. Колокольня Богоявленской церкви, стоящая на главной улице Казани, представляет собой «отдельную» архитектурную ценность. Она построена на средства, завещанные купцом И.С. Кривоносовым (†1892), в 1895-97 гг. по проекту архитектора М.Д. Михайлова. Огромная высота - 74 метра, удачная композиция, искусно выложенный из обычного и лекального кирпича декор придают колокольне значение важного градообразующего элемента, одного из архитектурных символов Казани.
Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, д. 78, корп. 1.


10-Томск.jpg
Величествен барочный Собор Богоявления Господня в Томске. Он был возведен в 1777-84 гг. на месте деревянного храма, построенного 150-ю годами раньше. Храм имеет особое значение для истории Томской земли: именно в Богоявленском соборе на праздник преображения Господня в 1804 году было все народно объявлено о создании Томской губернии. Ежегодно на престольный праздник 6/19 января отсюда совершался общегородской Крестный Ход "на Иордань" для Великого освящения воды в реке Томи. После революции, в 1930-е годы, храм был закрыт. В 1997 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращен Русской православной Церкви. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения. В настоящее время собор является Кафедральным. Главной святыней Богоявленского собора является частица мощей святого Beликомученика и целителя Пантелеимона. В алтаре собора находится Распятие с частицей Животворящего креста Господня.
Адрес храма: г. Томск, пл. Ленина, 8


11-Ишим.jpg

Не менее красив и монументален еще один сибирский храм, возведенный в стиле барокко – Богоявленский собор в г. Ишиме Тюменской области. Построенный в 1793 г., он стал первым каменным храмом в Ишиме. Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Архитектурный стиль собора относят к "сибирскому барокко", вобравшему в себя элементы классицизма. После революции храм был закрыт только в 1930 году, а его восстановление началось усилиями горожан в конце 80-х годов.
Адрес храма: Тюменская обл., Ишимский р-н, г. Ишим, улица Коркинская, 52



12-Нилова пустынь.jpg
Среди соборов, воздвигнутых в духе классицизма нужно, во-первых, отметить Собор Богоявления Господня Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер. Его строительство по проекту зодчего И. Шарлеманя велось более 10 лет и было завершено к 1833 году. Интересный факт: именно этот проект зодчего был представлен на конкурс проектов Исаакиевского собора в Петербурге, но не «прошёл».
Адрес: Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица


13-Ногинск.jpg
Другим, не менее впечатляющим «классицистским» собором является Богоявленский собор в Ногинске под Москвой. Он был построен в 1876 году. Святыни храма: сохранившийся чтимый образ Тихвинской иконы Божией Матери; Казанская икона Божией Матери; иконы свт. Николая, Новгородских святых с частицами мощей; св. праведного воина Феодора (Ушакова) с частицами мощей; Владимирская икона Божией Матери.
Адрес храма: Московская обл., Ногинский р-он, Ногинск, Рабочая ул.,16А


13-1-Усмань.jpg
Элементы классицизма несет и современный собор Богоявления Господня в г. Усмань Липецкой области. Усмань начинался как оборонительная крепость в 1645 году. Каменная церковь, построенная в 1790-х годах и частично измененная в 1812 году, была снесена в 30-ые годы ХХ века, а в первое десятилетие XXI века был возрожден.
Адрес храма: Липецкая обл., г. Усмань, ул. Вельяминова, 20а



31-Курган-Б. Булыгин.jpg
Фото Б. Булыгин
Среди храмов недавней постройки следует выделить Собор Богоявления Господня в Кургане. Она возведена в «русском» стиле по проекту архитектора С. Виноградова.
Адрес храма: г. Курган, ул. Володарского, 42

В числе современных соборов следует также сказать о двух соборах на севере Сибири:

14-Новый Уренгой.jpg
красивом Богоявленском соборе в Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа
Адрес храма: , ЯНАО, г.Новый Уренгой, микрорайон Оптимистов, ул. Оптимистов, 1.


15-Нарьян-Мар.jpg
и о деревянном кафедральном соборе Богоявления Господня в Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа, строившемся на средства прихожан.
Адрес храма: Ненецкий АО, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 7.

Перейдем к наиболее древним, «историческим» церквям в честь Богоявления Господня, не имеющим статуса соборов.


16-Псков.jpg
Самым древним из сохранившихся храмов, вероятно, является Богоявленская церковь с Запсковья в Пскове, построенная в конце XV века. Замечательный памятник псковской школы зодчества. В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи. Храм был закрыт в 1936 г. 30 августа 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения, а богослужения в нем начались вновь в 2007 году.
Адрес храма: г. Псков, ул. Герцена, 7.


17-Красное-на-Волге.jpg
Церковь Богоявления в с. Красное-на-Волге Костромской области является памятником федерального значения. Построена в 1592 году на средства дяди царяБориса Годунова, Дмитрия Ивановича. В начале XVII века к храму пристроили два придела, а в конце века возвели колокольню. На протяжении всех последующих веков храм неоднократно перестраивался. В 1932 году церковь закрыли. В 1950-60 годах под руководством архитектора И. Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули облик конца XVII века. В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии, но реставрационные работы, которые были начаты в 1950 году, продолжались вплоть до августа 2009 года, когда состоялось великое освящение храма.
Адрес храма: Костромская обл., Красносельский р-н, с. Красное на Волге.



18-Челмужи.jpg
Еще одним важнейшим памятником федерального значения, памятником деревянного церковного зодчества является церковь Богоявления Господня в с. Чёлмужи Республики Карелия. Называемая также церковью Петра и Павла, она была построена «тщанием прихожан» в 1605 г.
Адрес храма: Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, с. Челмужи



19-Соликамск.jpg
Очень красивы три Богоявленских храма постройки конца XVII века.
Церковь Богоявления Господня в Соликамске Пермского края несколько раз перестраивалась. В XVIII веке немало средств для этого выделял солепромышленник М. Суровцев, чья усадьба находилась возле церкви. В Богоявленской церкви сохранился резной деревянный иконостас с богатейшим собранием икон строгановской живописи XVIII-XIX веков. Всего в иконостасе было около 75 икон, почти все они сохранились и отреставрированы. Одна из главныйх святынь - складень с образом Николая Чудотворца Мирликийского. Складень этот был подарен Иоанном Грозным в 1552 году соликамцам, которые пришли к нему, находящемуся с войском под Казанью, просить помощь в защите города от набегов сибирцев, ногайцев и вогулов. Вместо войска царь послал в Соликамск образ святителя Николая Чудотворца, который «защитит от вражеского нашествия». Около четырёх веков эта икона считалась самой ценной реликвией города, заступницей.
Храм является памятником истории и архитектуры федерального значения.
Адрес: Пермская обл., г. Соликамск, ул. Набережная, 93



20-Ярославль.jpg
Не менее красив Богоявленский храм в Ярославле, возведенный в 1684-93 гг. в архитектурном стиле ярославской школы узорочья на средства купца Алексея Зубчанинова. Известна фресковой росписью, выполненной в 1693 году и изразцовым убранством фасадов.
Адрес храма: г. Ярославль, Богоявленская пл., 12


21-Коломна.jpg
Богоявленский храм в г. Коломне Московской области был построен в 1680 году на месте деревянного Зачатьевского храма, история которого связана с историческим преданием. Супруга царя Иоанна III — София Палеолог — долго молилась о чадородии во многих обителях и дала обет о том, что поставит Божии храмы. Узнав о том, что ждет младенца, царица воздвигла в Коломне деревянный Зачатьевский храм. В свое время в Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В советское время Богоявленский храм не закрывался. В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери «Страстная» и ковчег с частицами мощей более шестидесяти святых.
Адрес храма: Московская обл., г. Коломна, ул. Гончарная, 8


22-Погост.jpg
В этом же разделе нужно обязательно упомянуть Богоявленскую церковь на Ошевенском Погосте в Архангельской области. Хотя ее не назовешь особо древней – возведена в 1787 году, - однако этот шатровый храм – несомненный шедевр деревянного зодчества на Русском Севере. В нем сохранились «небесные» росписи свода и огромный деревянный иконостас, правда, без икон. В 1930-е годы, как и большинство церквей, церковь была закрыта. Потом она была открыта во время войны, и службы в ней проводились до 1960 года. Вновь церковь стала действующей уже в постсоветское время.
Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, с.Ошевенск, д.Погост


В ряду наиболее красивых в архитектурном плане храмов отметим следующие:


23-Вилегодск.jpg
Богоявленский храм в Вилегодске Архангельской области впечатляет своим «корабельным» силуэтом. Храм был построен в начале XIX века, а освещен только в 1848 году. В 1934 году была закрыта большевиками. Все иконы и богослужебные книги были погружены на машины, вывезены и сожжены. Но всё-таки часть икон уцелела благодаря прихожанам. Они сохранили их у себя дома, а потом, когда церковь снова открылась, вернули на место. Последний священник Богоявленской церкви, о. Владимир Голубцов, был арестован и расстрелян. Церковь спасло от разрушения то, что её использовали под зерносклад. На втором этаже церкви разместили школьный тир, в нем стреляли прямо по алтарю, по святым ликам. Следы пуль видны и доныне. Богослужения в Богоявленской церкви возобновились в 1947 году и до 90-х годов XX в. Богоявленская церковь оставалась единственной действующей церковью в Вилегодском районе.
Адрес: Архангельская обл., Вилегодский р-н, с. Вилегодск



24-Пахотный Угол-О. Смирнов.jpg
Фото О. Смирнов

Очень красива церковь Богоявления Господня в с. Пахотный Угол Тамбовской области, которое было основано в конце XVII века отставными солдатами. Эта пятиглавая трехпрестольная кирпичная церковь в русско-византийском стиле построена на средства прихожан по проекту А. Миролюбова вместо прежде бывшей деревянной однопрестольной, построенной в 1721. В 1920-е годы церковь была закрыта и использовалась как склад зерна. Возвращена верующим в 1989, отремонтирована.
Адрес храма: Тамбовская обл., Бондарский р-н, с. Пахотный Угол


25-Венёв.jpg
Величествен Богоявленский храм в г. Венёве Тульской области. Замысленный в стиле барокко, он был построен в середине XVIII века на месте более ранней церкви, причем – примерно тогда же, когда был упразднен Богоявленский монастырь, к которому она относилась. Церковь в настоящее время реставрируется, в ней регулярно проходят службы. Она признана памятником культуры.
Адрес: Тульская обл., г. Венев, Красная площадь

Трудно выделить наиболее красивый храм из Богоявленских церквей, построенных в стилистике классицизма и ампира и в настоящее время прекрасно отреставрированных, поэтому указываем их без выбора:


26-Свишни.jpg
Церковь Богоявления Господня в селе Свишни Липецкой области возведен в начале XIX века на средства прихожан и местных помещиков Колпенских. Существует версия, что автором его является К. Тон. Интересно предание, связанное с одной из святынь храма. Во время холеры, разразившейся в середине XIX века, некая девица Кожухова очень усердно молилась, прося Господа, чтобы болезнь обошла стороной её семью. И вот во сне ей явилась икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость». В церкви отслужили молебен этой иконе, и холера отступила. Анна Кожухова сделала большое пожертвование церкви.
На её деньги была сделана пристройка в восточном крыле, куда и поместили икону и освятили в её честь один из приделов церкви.
Адрес: Липецкая обл., Долгоруковский р-н, с.Свишни


27-Никольское.jpg
Богоявленская церковь в селе Никольское Тверской области построена в 1821 году.
Адрес: Тверская обл., Рамешковский р-н, село Никольское



28-Пены.jpg
Церковь Богоявления Господня в селе Пены Курской области возведен в 1878 году.
Адрес: Курская обл., Беловский район, с.Пены


21996_20120826_231317.jpg
Пышный ампирный храм Богоявления Господня в с. Козловка Порецкого района Республики Чувашия был возведен на средства дворянки П.Я. Агафонниковой в 1829 году. В качестве благодетелей церкви упоминается также крестьянин д. Устиновка М. Кручинов, который пожертвовал храму колокол весом в 50 пудов. С 60-х годов XX века по 70-е годы в храме пытались разместить зерновой склад колхоза. Много храмов было разрушено, но благодаря своему твердому духовному настрою жители села отстояли свою церковь. Храм он стал единственным в Чувашии, а возможно и в России (в ту пору – Советском Союзе), который был открыт в 70-е годы. В 1978 году в нем началось богослужение после 17-ти летнего перерыва.
Адрес: Чувашская Республика, Порецкий р-н, с. Козловка, ул. Гайдара, 133а.


29-Гутуевский остров.jpg

Величественна церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге. Интересна история его постройки: он был возведен по проекту В. Косякова Построен в 1897 в память о счастливом спасении Цесаревича Николая Александровича при покушении на него японца-фанатика в г. Отсу 12 мая 1891 Главный престол освящен 12 мая 1899 митрополитом Антонием вместе со св. прав. Иоанном Кронштадтским. После революции храм был закрыт в мае 1935. В 1992 вновь освящен иерейским чином главный престол – в честь Богоявления Господня (престольный праздник 19 января). Это памятник архитектуры местного значения, охраняется государством.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Двинская ул., д. 2

30-Островская.jpg
Фото С. Грицай
По-своему необычен в архитектурном плане возведенный в начале ХХ века храм Богоявления Господня в станице Островская Волгоградской области. После революции казаки стойко отстаивали храм, не давая его закрыть. Однако в 1931 году церковь все же закрыли, и в 1934 году она сильно пострадала во время пожара. Усилиями станичников храм удалось открыть вновь вскоре после войны, в 1946 году.
Адрес: Волгоградская обл., Даниловский р-н, ст. Островская.


29-Грт-Ю.Алексеев.jpg
Фото Ю. Алексеев
В числе деревянных храмов важно отметить прежде всего церковь Богоявления Господня в селе Гарт Порецкого района республики Чувашия. Храм построен на средства прихожан в 1891г. Изначально однопрестольный. В недавнее время устроен придел во имя пророка Божия Илии. Это единственный в Порецком районе и один из немногих храмов в Чувашии, который не закрывался.
Адрес: Чувашская Республика, Порецкий р-н, с. Гарт, ул. Гагарина, 46а


Среди современных храмов отметим следующие.

32-Бородино.jpg
Замечательный деревянный храм Богоявления Господня построен в конце 90-х годов в с. Бородино Мытищинского района Московской области. Само место, на котором стоит храм, известно как «церковное» с давних времен. Еще в XVI веке здесь стоял храм, сожженный во время польского нашествия в Смутное время. В 1881-84 гг. известным местным землевладельцем фабрикантом А.К.Ленточниковым был построен каменный Богоявленский храм, который после революцию был уничтожен…
Адрес: Московская обл., Мытищинский р-н, с. Бородино


33-Артём.jpg
Своей монументальностью и величием впечатляет Богоявленский храм на другом конце России – в г. Артём Приморского края. Сама постройка его велась усилиями прихожан. Храм был освящен в 2007 году, а годом раньше его проект завоевал Золотой диплом на дальневосточном фестивале "Зодчий-2006".
Адрес: Приморский край, г. Артём, ул. Кирова, 26


34-Лохусуу.jpg
Наконец, важно упомянуть два храма, находящихся за пределами России.
В эстонском г. Лохусуу находится изысканной архитектуры Богоявленский храм, принадлежащий Нарвской и Причудской епархии РПЦ. Он был построен в конце XIX века.
Адрес: Järvetee 5, 42001 Lohusuu, Lohusuu vald, Ida-Virumaa

35-Бостон.jpg
Фото С. Меркулов
А на другом краю Земли находится единственный православный Богоявленский храм, принадлежащий Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви за границей. Он построен в 1971 году в Бостоне (США).
Адрес: 963 South Street, Roslindale MA, 02131
	

Возврат к списку